|
Новости библиотеки
«Лицея дружная семья»
Ежегодно 19 октября отмечается День Царскосельского Лицея, который был основан в 1811 году и предназначался для подготовки мальчиков из родовитых семей к «важным частям службы государственной». В лицей принимали детей 10—14 лет; приём осуществлялся каждые три года. Первыми воспитанниками Царскосельского лицея, одноклассниками юного Александра Пушкина, стали 30 дворянских детей. Курс обучения длился 6 лет. Принимали подготовленных, и за шесть лет им давали как среднее, так и высшее образование, приблизительно в объёме философского и юридического факультетов Университета. И права все окончившие лицейский курс получали те же, что и выпускники университетов. После выпуска участники пушкинского кружка и остальные лицеисты ежегодно собирались 19 октября для празднования Дня Лицея. Первый, "пушкинский", лицейский курс состоял из даровитых, незаурядных мальчиков. Имена многих из них вошли в историю русской культуры и общественной мысли. Это сам Пушкин, Дельвиг, Горчаков, Матюшкин, Корф, Пущин, Кюхельбекер, Яковлев и др. А.С. Пушкин был чрезвычайно привязан к своим школьным товарищам, и эту пылкую дружбу, верность лицейскому братству он пронес через всю жизнь. Ближайшими друзьями Пушкина были Иван Пущин– справедливый, смелый, спокойно-веселый юноша. В годы учебы он был одним из лучших друзей поэта. Благоразумный, рассудительный Пущин положительно влиял на вспыльчивого Пушкина. Вильгельм Кюхельбекер – восторженный, одержимый стихами, нелепый и трогательный "Кюхля". Кюхельбекера лицейские товарищи любили за добродушие, открытость и порядочность. Антон Дельвиг – добродушный, медлительный, фантазер и тоже поэт. Дельвиг начал писать стихи очень рано и первым из лицеистов опубликовался. Яковлев Михаил Лукьянович - разносторонне одаренный человек. Писал стихи, сочинял музыку, прекрасно пел и играл на скрипке. В лицее он еще прославился как пародист. Он умел, как никто, смешно имитировать, «передразнивать» людей, за что получил кличку «паяс». С ним всегда было весело. Главной стихией жизни лицея, конечно, была литература. Среди товарищей образовался кружок поэтов, первенство в котором по праву занял Пушкин. Дельвиг прямо говорил, что лицей – единственное место, где «молодёжь была посвящена на службу музам». Этот кружок и образовал тот «прекрасный союз», который срастался под «сенью дружных муз». В Лицее Пушкин начал всерьез сочинять стихи. В 1814 году в 13 номере модного литературного журнала "Вестник Европы" появилось послание "К другу стихотворцу". Под ним стояла странная подпись: "Александр н.к.ш.п." (согласные буквы его фамилии в обратном порядке). Это было первое напечатанное стихотворение Пушкина. В библиотеке академии оформлен красочный стенд «Лицея дружная семья», посвященный Дню Царскосельского лицея и его знаменитым ученикам.
СЕКРЕТЫ ИНТЕРНЕТА
Тридцатого сентября в России относительно недавно стали праздновать День Интернета. Но дата быстро полюбилась и приобрела популярность, поскольку к настоящему моменту в РФ практически не осталось ни одного человека, который бы не умел пользоваться ПК или хотя бы не имел выхода в Глобальную сеть на своем мобильном устройстве. Каждый современный человек знает, что такое Интернет. Это объединенные между собой компьютерные сети, глобальная мировая система передачи информации с помощью информационно-вычислительных ресурсов. Сегодня Интернет стал неотъемлемой частью жизни россиян. По данным исследований последних лет, число жителей нашей страны, пользующихся Интернетом ежедневно, составляет порядка 80 миллионов, и это количество с каждым годом увеличивается. Возможности сети Интернета достаточно обширны. Современные технологии позволяют пообщаться с человеком, который находится в любой точке планеты, за сущие копейки, а то и вовсе бесплатно. Электронная почта, Skype и другие программы является важным инструментом обмена информацией, средством общения. Ни для кого не является секретом, что в наше время Всемирная сеть Интернет все больше вторгается в нашу жизнь и быт. Для многих Интернет является безграничным источником информации. Любой человек может найти в сети ответ на интересующий его вопрос. А сейчас в Сети можно найти практически все! Полезные советы по дому, интересные факты, книги, фильмы музыку и список можно продолжить бесконечно. Самое главное знать, как правильно, быстро и безопасно это сделать. Интернет хранит много опасностей, о которых не нужно забывать. Интернет – это не только мир полезных и интересных возможностей, но и в то же время, это источник угроз и агрессии, мошенничество, психологическое давление и опасные встречи с незнакомцами. Одна из актуальнейших тем сегодня - проблема интернет - зависимости. Психологи бьют тревогу и приравнивают зависимость от Интернета к психическим заболеваниям. Если начинается все довольно безобидно: человек находится все время на связи, где бы ни оказался, то закончиться дело может плачевно. Чтобы не стать интернет - зависимым человеком, нужно время от времени отдыхать от компьютеров, телефонов и планшетов. Реальная жизнь с живым общением, встречами и прогулками нисколько не хуже виртуальной. Ничто не заменит личную беседу с улыбками, вниманием, взглядами, прикосновениями, помощью. Ходите в гости и приглашайте в гости к себе - вы сами почувствуете насколько это прекрасное ощущение, когда ты общаешься с людьми воочию. В библиотеке нашей академии проходит постоянно обновляющаяся выставка литературы «Секреты Интернета»
Учитель вечен на земле!
Профессия учителя действительно вечна, и возникла она очень давно. Первую школу, по легенде, открыл после Великого Потопа Сим, сын библейского Ноя. А по результатам археологических раскопок видно, что первые школы появились в странах Древнего Востока - Вавилонии, Египте, Индии. Необходимость передачи опыта и знаний новым поколениям, подготовки их к жизни и труду привела к появлению профессии учителя и учебных заведений. С тех давних пор школа является основой для эволюции человечества. Истоки русской национальной школы берут своё начало в Древней Руси и связываются с именем князя Владимира. Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Первыми учителями были греческие священники, затем русские священники и монахи. Затем отдельно от людей духовного звания появилось и учительское сословие – «учительные люди». Появилась и «учительная литература»: летописи, сказания, жития. Уже в ту далёкую эпоху на Руси осознавали значение книги и чтения как основы всякого учения. Одной из первых печатных книг Ивана Фёдорова стала «Азбука». Дальнейший этап развития образования в России связан с именем Петра I. При нём была учреждена Школа математических и навигацких наук, готовившая кораблестроителей, капитанов и преподавателей для других школ. В 1714 году был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать и венечных памятей не давать». Школа должна не только учить, но и воспитывать. И во времена Екатерины II в 1764 году издаётся указ об основании Института благородных девиц в Петербурге. Девочек с 4-6-летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, но давались и начала математики и физики, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Если в начале XIX века ещё господствовало представление об учителе как о человеке приезжем, немце, или французе, то к концу XIX века профессия учителя становится уважаемой, получает признание в обществе, и в России создаётся сеть учебных заведений по подготовке учительских кадров. В 1874 году был введён экзамен на звание народного учителя, что повысило престиж профессии. Постепенно в России стали появляться педагоги, которые не только обучали детей, они выдвигали новые педагогические идеи, экспериментировали. Тут можно назвать такие имена, как Н. И. Пирогов, Л. Н. Толстой, Н. Г. Чернышевский, К. Д. Ушинский, Д. И. Менделеев. А в ХХ веке эту традицию продолжили А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Б. М. Неменский, Д. Б. Кабалевский и многие другие. В чудесном стихотворении Вероники Тушновой сказано так: Если б не было учителя, И не быть бы нам Икарами, То и не было б, наверное, Никогда б не взмыли в небо мы, Ни поэта, ни мыслителя, Если б в нас его стараньями Ни Шекспира, ни Коперника. Крылья выращены не были. И поныне бы, наверное, Без его бы сердца доброго Если б не было учителя, Не был мир так удивителен. Неоткрытые Америки Потому нам так и дорого Оставались неоткрытыми. Имя нашего учителя.
В библиотеке нашей академии проходит выставка книг «Учитель вечен на земле!», посвященная Международному дню учителя.
3 октября - Есенинский праздник поэзии
Утром осеннего ветреного дня, 3 октября 1895 года, родился Сергей Александрович Есенин, великий русский поэт-лирик. Произошло это в старинном селе Константинове, что привольно раскинулось среди рязанских полей и лесов в Центре России на высоком правом берегу Оки. Эти места – колыбель поэзии Есенина. Здесь он родился и провел больше половины своей жизни. Сергею Есенину на роду была написана судьба поэта. Чуткие к песенному слову люди понимали это с первого же знакомства с его стихами. Так, Александр Блок после встречи с молодым рязанцем говорил петроградскому литератору: "Если хотите увидеть подлинного поэта, заходите завтра вечером ко мне. У меня будет читать стихи Сергей Есенин." Сам Есенин хорошо понимал, какой чудесный дар носил он в себе, знал, что такое — быть поэтом. «...Жизнь моя за песню продана», — сказал он однажды, и это не было только красивой фразой. Песня Есенина всегда находила живой отклик в людских душах, была их доброй спутницей и в радости и в печали. С годами она не только не старилась и не увядала, а словно бы молодела, открывала свои заветные тайники, обретала новые краски, новые оттенки. Поэзия Есенина – чудесный, прекрасный, неповторимый мир! Это поэзия обнажённого человеческого сердца. Есенин писал о том, что он сам пережил, писал правдиво и искренне. Поэт умеет находить в природе, человеке, истории и современности по-настоящему красивое, самобытное, чарующее своей поэтичностью и неповторимостью. Есенин природу очеловечивает, а личность уподобляет образам родного ландшафта, ценя естественное начало в человеке. Эти же свойства ценит он и в себе: «Сердцем я все такой же, Как васильки во ржи, цветут в лице глаза.» Сколько критиков толковало о загадке редчайшей популярности Есенина, а, собственно, загадки-то и не было. Природа соединила в одном человеке талант душевной искренности и обаяния с поразительным даром слышать музыку времени, чувствовать красоту мира, жить, «волнуясь сердцем и стихом». Такое случается, может, раз в столетие, а то и реже. Максим Горький заметил: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии...» О чём бы ни писал поэт, все его стихи, по сути, об одном – о дорогой его сердцу Руси. И, конечно же, о своих чувствах, надеждах, любви. Поэзия его вечна. Он-то понимал, что все пройдет, а Россия останется. Его никогда не забудут за его стихи, за теплоту, лиричность, свежесть чувств, любовь к природе, ко всему живому, к своей Родине. И в наши дни мы являемся свидетелями его мировой славы и всенародной любви к Есенину. В нашей библиотеке проходит выставка литературы «О поэте говорят стихи», посвященная Есенинскому дню поэзии.
28 сентября отечественное и мировое педагогическое сообщество в этом году отмечает знаменательную дату: 100 лет со дня рождения Василия Александровича Сухомлинского, выдающегося советского педагога 20 века
Василий Сухомлинский известен как советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Отслужив практически всю жизнь в сельской школе, преподаватель сумел сделать из неё научное учреждение, а также лабораторию педагогических методик. Детские годы Василия Александровича пришлись на сложное время: революция, разруха, голод. Уже в то время, будучи совсем ребёнком, Сухомлинский стал задумываться над тем, как можно сделать детство самым счастливым периодом в жизни детей. Педагогический путь В. А. Сухомлинского начался в 17 лет, когда он стал учителем заочной школы недалеко от родного села. Затем, окончив институт, Сухомлинский работает преподавателем украинского языка и литературы. В 1941 году во время второй мировой войны добровольцем уходит на фронт. В январе 1942 года Сухомлинский был тяжело ранен, долго лечился и уже не смог вернуться к военной службе. В 1948 году Сухомлинский становится директором Павлышской средней школы и до конца жизни работает в этой должности. Когда Василий Александрович принял школу, она была обычной и заурядной, но он превратил ее в настоящую педагогическую лабораторию, где добывал сокровища педагогической мудрости. Годы работы в школе стали самым плодотворным периодом его научно-практической и литературно-публицистической деятельности. В 37-летнем возрасте Василий Александрович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса». Василий Александрович разработал уникальную педагогическую систему, которая основывается на принципах гуманизма. В своей работе автор признал личность ребёнка высшей ценностью, на которую обязаны быть нацелены все процессы воспитания и образования. Василий Сухомлинский написал 48 монографий, более 600 статей, 1500 рассказов и сказок для детей. Василий Александрович ставил и решал проблему формирования у молодежи эстетического мировоззрения. Педагог целенаправленно формировал у каждого воспитанника умение быть маленьким философом, осмысливать мир через красоту природы. Для Сухомлинского формирование эстетического чувства ребенка, его эмоциональной культуры — основная задача гуманистического воспитания. А восприятия и осмысления прекрасного — основа эстетической культуры, без которой чувство остаются глухими ко всему высокому и благородному. У Сухомлинского огромное количество цитат и афоризмов, дошедших до наших дней и не утративших былой актуальности. Например: «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь». «Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитает». Проекты и работа с ребятами были смыслом жизни великого педагога и его призванием. Без детских голосов и эмоций Василий Александрович не мог представить своей жизни. В библиотеке академии оформлена выставка литературы, посвященная 100-летию со дня рождения В.А.Сухомлинского.
|