|
Новости библиотеки
1 декабря исполняется 125-лет со дня рождения Маршала Советского Союза Георгия Константиновича Жукова. Авторитет маршала Жукова и в армии, и в народе беспрецедентен. Он четыре раза удостоен звания Героя Советского Союза, награжден двумя высшими орденами «Победа», шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, тремя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова I степени, многими медалями и орденами иностранных государств, почетным оружием. Он – Герой Монгольской Народной Республики. За время войны Верховный Главнокомандующий в своих приказах 41 раз объявлял ему благодарность. Жуков - крупнейший военачальник нашего века. Его место в ряду Наполеона, Суворова, Кутузова. Жуков был полководцем своего времени и своего народа: жесткий, волевой, бескомпромиссный. Он был едва ли не единственным, осмеливавшимся отстаивать свою точку зрения в прямом споре со Сталиным. У Жукова было одно качество, которое со всеми мыслимыми оговорками выделяло его на фоне других полководцев Великой Отечественной - он не просто умел побеждать, он умел побеждать сокрушительно, добиваясь не только физического, но существенного морального превосходства над противником. На той войне нельзя было победить чуть-чуть, нельзя было просто выгнать врага из своего дома и занять круговую оборону. Его нужно было уничтожить, приложив для этого все возможные усилия. Наследие Георгия Константиновича Жукова – Маршала Победы – и в настоящее время является актуальным и способствует воспитанию военнослужащих Российской Армии в традициях беззаветного служения своему Отечеству. К этой знаменательной дате - 125-летию великого полководца Г.К.Жукова, в библиотеке Академии проходит выставка литературы о его жизни и подвигах, а также книги воспоминаний самого Г.К. Жукова.
 |
 |
28 ноября исполняется 115 лет со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачёва — известного советского и российского филолога, культуролога, искусствоведа, академика РАН, Героя Социалистического Труда. Академик Лихачев автор работ по широкому кругу проблем теории и истории древнерусской литературы, многие из которых переведены на разные языки. Автор около 500 научных и 600 публицистических трудов. Лихачёв внёс значительный вклад в развитие изучения древнерусской литературы и искусства. Изучению культуры Древней Руси и ее традиций Дмитрий Лихачев посвятил большую часть своих трудов: "Национальное самосознание Древней Руси", "Возникновение русской литературы", "Человек в литературе Древней Руси", "Поэтика древнерусской литературы" и др. Русской культуре и наследованию ее традиций посвящен сборник "Прошлое – будущему". Много внимания Лихачев уделял исследованию великих памятников древнерусской литературы "Повесть временных лет" и "Слово о полку Игореве", которые были им переведены на современный русский язык с комментариями автора. В разные годы жизни этим произведениям были посвящены различные статьи и монографии ученого, переведенные на многие языки мира. Круг научных интересов Лихачёва весьма обширен: от изучения иконописи до анализа тюремного быта заключённых. На протяжении всех лет своей деятельности являлся активным защитником культуры, пропагандистом нравственности и духовности, активно выступал в СМИ в защиту памятников русской культуры – зданий, улиц, парков. Благодаря деятельности ученого удалось спасти от сноса, "реконструкций" и "реставраций" много памятников и различных культурных объектов Санкт-Петербурга и пригородов. Дмитрий Лихачев вел активную общественную работу. За свою научную и общественную деятельность Дмитрий Лихачев был удостоен многих правительственных наград. Именем Лихачева названа площадь в Петроградском районе города Санкт-Петербурга. В связи с памятной датой, посвященной 115-летию со дня рождения Дмитрия Сергеевича Лихачева, в библиотеке Академии проходит выставка "Лихачев-гармония чести и совести".
 |
 |
Толерантность означает терпимость к иному образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям. Толерантность близка к понятиям милосердия и снисхождения. В 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности, включающих уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности, гармонию в многообразии, направленность на достижение мира и содействие замене культуры войны культурой мира. Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т. е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. Толерантность — это одна из возможных реакций на разнообразие. Это ответ на столкновение со взглядами и поступками, которые значительно отличаются от имеющихся у человека верований и идеалов. Таким образом, отнести к толерантности можно: • Умение вести беседу, общаться, с пониманием выслушивать слова собеседника и такое выражение своих прав, взглядов и потребностей, которое другие люди смогли понять. • Взгляд на проблему в реальном свете и признание чужой позиции. • Конструктивное и демократическое разрешение конфликтов. • Понимание принципиальной ограниченности и субъективности любого взгляда на мир. Воспитанием толерантности у человека должны заниматься родители с детства, в этом заключается одна из функций семейного института в отношении социализации ребенка. Знание о толерантности помогает убедить любого в целесообразности его решений и включает осознание последствий поступков, понимание границ, а также информацию о необходимых альтернативных действиях. В библиотеке Академии оформлен стенд публикаций «Толерантность- дорога к миру». В публикациях стенда можно прочесть о понятии толерантности, в чем она заключается, о принципах и поступках человека в проявлении толерантности.
 |
 |
Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. М. В. Ломоносов
Михаил Васильевич Ломоносов – замечательный русский учёный-энциклопедист, поэт-просветитель. По его инициативе в 1755 году в России был создан первый университет, справедливо отмеченный его именем. Михаил Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в деревне Денисовке, что в нескольких верстах от города Холмогор Архангельской губернии, в семье помора. Судьба «архангельского мужика», который, говоря словами русского поэта Н. А. Некрасова, «по своей и Божьей воле стал разумен и велик», не могла не сложиться из событий исключительных. Читать и писать по-русски Ломоносов выучился от крестьянина Ивана Шубного. В доме соседа Дудина увидел грамматику Смотрицкого и арифметику Магницкого и выпросил их у соседа. Эти книги потом он назвал «вратами своей учёности». В 19 лет отправился в Москву учиться латинскому языку, ничего не сказав домашним, добыв паспорт и взяв денег взаймы. Назвав себя «поповским сыном», поступает в Заиконоспасское училище и делает быстрые успехи в науках. После первого полугодия его переводят из низшего класса в третий. В 1735 году в числе 20 успешных учеников Ломоносов был послан в Петербург в Академию наук, а затем 5 лет жил и учился в Германии (у знаменитого Христиана Вольфа изучал химию и горное дело). Прокутив с товарищами деньги, выданные Академией, он отправляется в Голландию (в Гаагу) к русскому послу Головкину с просьбой помочь ему в его положении. И на этом пути случилось обстоятельство, которое навсегда могло лишить Россию его первого гениального учёного и писателя. По дороге в Дюссельдорф Ломоносов был завербован королевским офицером в прусскую армию и отправлен в пограничную крепость Везель. К счастью, Ломоносову удалось ночью бежать из крепости и перейти Вестфальскую границу, выдавая себя за бедного студента. Он достиг Гааги, но помощи от графа не получил. Петербургская академия предписала ему возвратиться и выслала денег на дорогу. В августе 1745 года М. В. Ломоносов – профессор химии, первый русский академик Петербургской академии наук. И тут начинается трудный период в его жизни – период борьбы с академиками-немцами, которые неблагосклонно смотрели на проникновение русского элемента в учёное общество. Эти годы борьбы подорвали богатырское здоровье Ломоносова. Удивляешься, сколько за неполных 54 года удалось совершить Ломоносову! Он добился устройства первой в России химической лаборатории (1748 г.), сконструировал солнечную печь, ночезрительную трубку, горизонтоскоп, зеркальный телескоп, открыл атмосферу планеты Венера, описал происхождение многих полезных ископаемых и минералов, исследовал мозаичное дело, создавал с учениками мозаичные картины, добился учреждения мозаичной фабрики (близ деревни Усть-Рудица). Только поэт мог так дерзко врываться в будущее. Впрочем, он и был поэтом. Всю жизнь писал стихи. В библиотеке Академии представлена выставка «Самородок земли русской» к 310летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.
 |
 |
Решение о проведении этого Дня было принято в 2008 году участниками Международного школьного проекта по использованию ресурсов и энергии SPARE. Провозглашенный SPARE День Энергосбережения давно стал без преувеличения международным. Возможность использования электроэнергии в целях удовлетворения собственных нужд давно перестала быть роскошью или чем-то из области фантастики. Появление разнообразной бытовой техники, гаджетов, оргтехники, всеобщая компьютеризация подняли средний уровень потребления энергии населением. Такой процесс исчерпывает природные ресурсы, загрязняет окружающую среду. Международный день энергосбережения - это отличный повод еще раз поговорить об энергоэффективных технологиях, о способах энергосбережения дома и в офисе. А лучше не только поговорить, но и применить полученные знания на практике: например, переключить режим стиральной машины с горячей воды на холодную или не оставлять лишний раз компьютер включенным в режиме ожидания. Энергосбережение играет важную роль в сохранении природных ресурсов. Сэкономленную энергию можно использовать взамен вновь производимой, и за счет этого снизить загрязнение окружающей среды. Мир просто прекратит свое движение вперед, а затем – и цивилизованное существование в случае остановки бега электрического тока по проводам. К сожалению, именно так: нынешнее человечество чрезвычайно зависимо от этой уникальной субстанции. Посему энергетические ресурсы следует беречь, а саму электроэнергию – экономить. В читальном зале Академии проходит книжная выставка «Энергосбережение - инвестиции в будущее», посвященная Международному дню энергосбережения.
 |
 |
|